Татьяна Лиознова. 90 лет со дня рождения

19 сентября 2014 года на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского состоялся Вечер памяти замечательного кинорежиссера Татьяны Лиозновой. 


ДМХШ 2014 Татьяна Лиознова 010.jpg
В концерте приняли участие: 

Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, дирижер – Сергей Скрипка 

Татьяна Доронина Александра Пахмутова Инна Макарова Ирина Муравьёва Светлана Светличная Александр Гельман Евгений Гришковец Дмитрий Певцов Жанна Рождественская Диана Арбенина Ирина Епифанова Алексей Гориболь Сергей Волчков Андрей Эшпай Татьяна Чернопятова Джаз-квинтет Art Module Вокальная группа «Бродвей» в составе: Евгений Сапелов (тенор) Владислав Албанов (тенор) Павел Киселёв (баритон) Данила Карзанов (бас) 
Концертный хор Детской музыкально-хоровой школы имени И.И.Радченко 

Автор проекта и ведущий вечера – Вячеслав Шмыров

В ПРОГРАММЕ: Музыка из кинофильмов Т.Лиозновой: «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе», «Карнавал», «Им покоряется небо», «Евдокия», а также фильмов: «Простая история», «Молодая гвардия», «Ольга Сергеевна», «Презумпция невиновности».

При подготовке раздела использован материал с сайта meloman.ru 

Посмотреть полную версию Вечера памяти на портале youtube:
Татьяна Лиознова. 90 лет. 1 часть (www.youtube.com/watch?v=br6hQhgul_Y)
Татьяна Лиознова. 90 лет. 2 часть (www.youtube.com/watch?v=Z0wR7cbdSuw)

Читать дальше

Татьяна Лиознова

Имя Татьяны Лиозновой вошло в историю кинематографа ХХ века. «Семнадцать мгновений весны» и «Три тополя на Плющихе», «Евдокия» и «Карнавал» – эти любимые с детства фильмы погружают зрителя в совершенно непохожие эмоциональные миры. Все они созданы в разных жанрах, но каждая из этих картин – целостная завершенная история, в каждой показан путь по-своему сильной личности, играют замечательные актеры.

Кинорежиссер, сценарист, педагог Татьяна Михайловна Лиознова родилась 20 июля 1924 года в Москве. После года учебы в Московском авиационном институте ушла во ВГИК (1943) на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. По окончании пробного семестра педагоги собирались отчислить ее, решив, что жизненного опыта 19-летней девушки недостаточно для профессии режиссера. Однако Татьяна Лиознова смогла их переубедить, показав свои учебные работы. В качестве курсовой во ВГИКе она поставила «Кармен» по новелле Проспера Мериме. Впоследствии поставленный Лиозновой танец Кармен вошел в фильм «Молодая гвардия» Сергея Герасимова как танец Любки – на третьем курсе Татьяна стала помощницей Герасимова при постановке спектакля «Молодая гвардия» в Театре киноактера, а также на съемках фильма.

В 1949 году Т. Лиознова окончила режиссерский факультет ВГИКа. Ее распределили на киностудию имени М. Горького, но тут же уволили. Некоторое время она работала ассистентом режиссера у своего учителя Сергея Герасимова, у Бориса Бунеева, была вторым режиссером в дебютном фильме Станислава Ростоцкого «Земля и люди» (1955).

В 1952 году совместно с Герасимовым и Самсоном Самсоновым поставила спектакль «Седая девушка» по пьесе Хэ Цзинчи и Дин Ни в Театре имени Вахтангова. Совместно с Владимиром Беляевым написала две пьесы по мотивам китайских и корейских народных сказок. Пьеса «Голубая звезда» была поставлена в Московском ТЮЗе – в спектакле играл малоизвестный тогда Ролан Быков.

В кинематографе Татьяна Лиознова дебютировала в 1958 году, поставив фильм «Память сердца» по сценарию своих учителей Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, сыгравшей в этой картине одну из главных ролей. В первой самостоятельной работе Лиозновой обозначилось ее устремление к ярким героическим характерам, к материалу равно как возвышенному, так и безусловному в своей земной реальности. Так, стихия простой, обыденной жизни определила эмоциональную сторону фильма «Евдокия» (1961, по прозе Веры Пановой). Режиссер оказалась точна в выборе, в частности исполнительницы главной роли Людмилы Хитяевой, по-новому открывшейся в картине Лиозновой.

Тема подвига, высокого самопожертвования прозвучала в картине «Им покоряется небо» (1963), посвященной летчикам-испытателям. Фильм получил главный приз «Золотое крыло» на Международном фестивале авиационных и астронавтических фильмов в Довиле (Франция).

В 1965 году Т. Лиознова вновь обращается к творчеству Пановой, сняв по ее повести фильм «Рано утром» (в сотрудничестве с оператором-постановщиком Петром Катаевым).

Лирическая нота по-особенному зазвучала в фильме «Три тополя на Плющихе» (1967). Внешне незатейливая история знакомства шофера московского такси и подмосковной жительницы, приехавшей на рынок, двоих, по сути, одиноких людей, внезапно ощутивших необходимость друг в друге, была не сыграна, а буквально «спета» Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым, а песня «Нежность» («Опустела без тебя земля») Александры Пахмутовой стала одной из любимых в Советском Союзе. Фильм получил первую премию на Международном фестивале в Аргентине.

В 1973 году Т. М. Лиознова завершила работу над двенадцатисерийным телевизионным фильмом «Семнадцать мгновений весны». Положенный в основу картины роман Юлиана Семенова в версии режиссера обрел мифологическое звучание. Лиознова пошла на смелый эксперимент. Эпически приподнятая история советского разведчика Исаева-Штирлица была подкреплена точно и бережно подобранным материалом отечественной и зарубежной кинохроники, что придавало картине особую достоверность. «Семнадцать мгновений весны» были отмечены серьезными актерскими работами Вячеслава Тихонова, Ростислава Плятта, Леонида Броневого, Олега Табакова, Евгения Евстигнеева, Льва Дурова.

После монументальной киноэпопеи Т. Лиознова шесть лет не снимала фильмы и занималась преподаванием. Вместе со Львом Кулиджановым с 1975 по 1980 годы она руководила режиссерско-актерской мастерской во ВГИКе.

В 1980 году появился двухсерийный телефильм «Мы, нижеподписавшиеся» по популярной в 70-е годы пьесе Александра Гельмана. Режиссер сумела передать в этой картине социальную напряженность, характерную для последних лет эпохи застоя.

Затем Татьяна Лиознова вновь обратилась к женской судьбе с ее прихотливыми поворотами и несбывшимися надеждами, сумев создать яркую музыкальную картину «Карнавал» (1981) с Ириной Муравьевой. Композитор фильма Максим Дунаевский написал замечательные песни на стихи Роберта Рождественского (в том числе «Позвони мне, позвони», ставшую хитом десятилетия). Соавтором сценария была Анна Родионова, на основе забытого рассказа которой и возник «Карнавал».

Последний фильм Т. Лиозновой — трехсерийный, телевизионный, под названием «Конец света с последующим симпозиумом» (1986) — экранизация пьесы американского драматурга Артура Копита. В нем играют выдающиеся актеры: Армен Джигарханян, Олег Табаков, Евгений Весник, Олег Басилашвили, Дмитрий Певцов.

Татьяна Михайловна Лиознова скончалась 29 сентября 2011 года в Москве после продолжительной болезни.

Ее работы неоднократно были удостоены призов отечественных и международных кинофестивалей. Помимо фестивалей во французском Довиле и аргентинской Мар-дель-Плате, это награды всесоюзных фестивалей за фильмы «Мы, нижеподписавшиеся» и «Карнавал».

Татьяна Лиознова входила в Союз кинематографистов СССР; была удостоена званий заслуженного деятеля искусств РСФСР (1969), народной артистки РСФСР (1974) и СССР (1984); Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976, за «Семнадцать мгновений весны»); специального приза Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в развитие российского кино» на сочинском «Кинотавре» (2000). Кинорежиссер была награждена орденами Октябрьской Революции, Дружбы народов, Трудового Красного Знамени, Почета, «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней.